Горно-металлургический профсоюз России (ГМПР) Свердловская областная организация Горно-металлургического профсоюза России Свердловская областная  организация ГМПР



Названы причины трагедии на шахте "Естюнинская"

Комиссия по расследованию трагедии на шахте «Естюнинская» завершила свою трудную и печальную деятельность. Возглавлял комиссию руководитель Уральского управления Ростехнадзора В.Я. Медведев. В ее составе были представители ГМПР: В.Н. Кусков, заместитель председателя Свердловского обкома Горно-металлургического профсоюза России, В.В. Щетников, председатель первичной профсоюзной организации Высокогорского горно-обогатительного комбината, его заместитель Н.Б. Уткин, он же технический инспектор труда Свердловского обкома ГМПР. Их участие в работе комиссии наряду с представителями администрации области и учеными дает основание считать, что расследование проведено всесторонне и справедливо.

Трагедия, произошедшая в конце декабря прошлого года на шахте «Естюнинская» ОАО «Высокогорский горно-обогатительный комбинат», мало кого оставила равнодушным. Происшествие было в числе катастроф, потрясших всю страну. Можно напомнить хотя бы взрыв на Саяно-Шушенской ГЭС, где погибли десятки людей, а нанесенный ущерб исчисляется миллиардами. На «Естюнинской» тоже есть погибшие - девять человек. Кто-то скажет: потери несоизмеримы. Но когда речь идет о жизни, каждый человек бесценен.

Прошло время, что дает право с холодной головой проанализировать обстоятельства происшедшего.

Взрывчатку, ставшую причиной трагедии, грузили в два специально оборудованных вагона. Средства инициирования (детонаторы) со второго рейса погрузили в вагон, где уже находились взрывчатые вещества с первого рейса. В общей сложности к спуску в шахту было подготовлено 960 кг + 3000 кг взрывчатых материалов + средства инициирования - этакая мощная, уже заряженная, устрашающая бомба, которая в итоге взорвалась.

Все имеет свои причины. На этот раз нарушений оказался целый набор - и организационных, и технических, и нормативных. Даже не заглядывая в инструкции, при беглом взгляде на технологии доставки в шахту взрывчатки, просто на здравую голову вызывает удивление, как мог опытный заведующий складом приказать погрузить взрывчатые вещества в один вагон вместе с детонаторами?

Вот что об этом говорится в акте комиссии: «...не соблюдены требования раздельной перевозки взрывчатых веществ различных групп совместимости, допущена загрузка специального вагона выше бортов, его конструкция не защищала перевозимые материалы от возгорания, потому что укрыты они были не сплошной крышкой из несгораемого материала, а двумя составными из дерева, обитого металлом. Заведующий подземным расходным складом не поставил в известность руководство шахты о дополнительном завозе средств инициирования».

В результате этих и других причин, которые занимают в акте несколько страниц, при движении состава от кратковременного касания медного контактного провода с крышками специального вагона возникло короткое замыкание, вызывавшее искрообразование и устойчивую электрическую дугу и неминуемое возгорание гофрокартонной упаковки взрывчатки. Несоблюдение минимального расстояния в 200 мм между ящиками и контактным проводом этому способствовало. Открытый огонь воспламенил средства инициирования, уже от них сдетонировали взрывчатые вещества.

В акте при перечислении причин несчастного случая многократно встречаются слова «не обеспечен контроль», «отсутствует контроль», в том числе за выполнением требований законодательных и иных нормативных правовых и локальных актов.

И наконец, «не обеспечена организация системы управления промышленной безопасности в соответствии со структурой предприятия». Если перевести эти канцеляризмы на обычный язык, все они означают одно - причина аварии опять в пресловутом человеческом факторе.

Профсоюз ставит вопрос: Сколько мы будем платить бесценными человеческими жизнями за безответственность и разгильдяйство?

Комиссия дала целый перечень мероприятий по устранению причин несчастного случая, в том числе «с целью усиления ведомственного надзора пересмотреть положение о производственном контроле, привести его в соответствие с действующей структурой предприятия и согласовать с Уральским управлением Ростехнадзора.

Существуют и нормативные пробелы более высокого уровня. Уже более 10 лет не пересматривались правила ведения буровзрывных работ. На это обстоятельство профсоюз обращает особое внимание соответствующих государственных органов контроля.

Увы, погибших не вернуть. Вечная им память. Но произошедшее должно стать для всех нас, в том числе и профсоюза, уроком. Трудовой кодекс обязывает работодателя создать работнику безопасные условия труда, а профсоюзные работники имеют право на общественный контроль за мероприятиями администрации по охране труда. Это закон нашего государства, и нарушать его непозволительно никому.

Следует отметить, что Свердловский обком ГМПР под руководством Владимира Камского ставит решение проблем охраны труда и здоровья тружеников ГМК области в разряд приоритетных. На каждом заседании пленумов и президиумов Свердловской областной организации ГМПР рассматриваются вопросы, связанные с этой проблематикой. Благодаря этому и другим мерам производственный травматизм по ГМК области в последнее время значительно снизился. Однако вопиющие случаи гибели людей на производстве, причем в мирное время, не дают права профсоюзу на самоуспокоенность.







адрес: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 10,
e-mail: gmpr@gmpr.ur.ru ICQ: 470-536-748
телефон: (343) 371-21-72
факс: (343) 371-22-46

Rambler's Top100 Дизайн-студия D1.ru