Горно-металлургический профсоюз России (ГМПР) Свердловская областная организация Горно-металлургического профсоюза России Свердловская областная  организация ГМПР



Правительственная потребкорзина консервирует нищету

Месяц назад правительство внесло в Госдуму два законопроекта, напрямую затрагивающих интересы широких слоев населения. Это проект новой потребительской корзины и связанное с ним изменение методологии определения прожиточного минимума. По мнению профсоюзов, эти проекты не только не “улучшают” корзину и не приближают устанавливаемый размер прожиточного минимума к реальной величине, а совсем наоборот...

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Потребительская корзина и принципы ее расчета не пересматривались в течение 13 лет, и можно сказать, что мы с вами до сих пор живем по “дефолтным” нормам 1998 года. Очевидно, это рекорд в мировой практике, так как размер корзины перестал соответствовать реальному потреблению даже беднейших семей еще в первой половине 2000-х.

В стоимостном выражении корзина увеличивалась на десятки рублей с копейками (как правило, с корректировкой на официальную инфляцию) - и почти каждый год была чуть-чуть больше, чем ранее действовавшая в расчете на душу населения. Подавалось это как достижение. В то же время год за годом правительство сохраняло методику расчета и минимальный набор продовольствия, непродовольственных товаров и нормы потребления услуг. Для исправления ситуации ничего не делалось: корзину каждый раз продлевали под предлогом того, что править ее уже поздно - бюджет-то на очередной год (трехлетку) уже внесен! Два года назад правительству пришлось пообещать, что в 2012 году депутатам и общественности будут представлены новые принципы расчета потребкорзины...

Представленное вывело из себя даже депутатов от партии власти: “новый метод” свелся к дискриминирующим поправкам к закону о прожиточном минимуме, а размер корзины предлагается рассчитывать исходя из жестко нормированных в ее структуре “долей” продуктов и товаров-услуг - половину на пропитание, остальное как получится. (Подробнее см. “Солидарность” № 25, 2012 - “Топилин поспорил с депутатами”.)

СУТЬ ПРОЕКТОВ

Согласно “новой” концепции правительства под потребительской корзиной подразумевается минимальный набор продуктов питания, необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также непродовольственные товары и услуги, определяемые довольно просто - в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов.

По мысли разработчиков, минимальный набор продуктов питания будет исходить из “нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для работников очень легкой физической активности, детей и пенсионеров”. Потребности работающего человека в проекте не учтены, а нарастающий объем потребления услуг и непродовольственных товаров фактически выведен за скобки. “Наша задача - накормить народ”... А точнее, стоимость непродовольственных товаров в корзине предлагается определять в процентах от стоимости продуктов питания. Обоснование следующее: “...доля расходов на непродовольственные товары в потребительских расходах домохозяйств за период с 2000 г. по 2010 г. составляет стабильную величину” (24 - 25%). То есть нашему человеку достаточно наесться, а материальных благ почти не надо. По-видимому, вспомнили и про скромность потребностей в традиционном обществе...

Разработчики предлагают учитывать “значительную региональную дифференциацию непродовольственных товаров на потребительском рынке”. И при этом отмечают, что “в потреблении населения произошли изменения, обусловленные расширением доступности дешевых товаров массового спроса”. Здесь авторы скорее демонстрируют нам умение заглядывать в будущее. Ведь, как говорят, таможенные барьеры и поборы на пути качественного недорогого импорта отомрут сами собой по вступлении в ВТО. Поэтому авторы сочли излишним “законодательное установление на федеральном уровне детализированных норм потребления непродовольственных товаров”. А в регионах сами, мол, разберутся...

Долю услуг предлагается тоже устанавливать в относительных показателях, что сулит массу сюрпризов потребителям... С учетом фактических соотношений стоимость услуг, как и непродовольственных товаров, планируется определять в размере 50% от стоимости продуктов питания, а те, в свою очередь, будут определяться по нормам в натуральных объемах.

Потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения РФ будут разрабатывать при участии РТК. В субъектах работа будет вестись совместно с комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов федерации с учетом методических рекомендаций правительства РФ.

Необходимо заметить, что прожиточный минимум учитывается при установлении госгарантий малоимущим и осуществлении большинства мер соцзащиты в стране. В целом по РФ он определяется на основании потребительской корзины, пересматриваемой не реже одного раза в пять лет. В нынешнем случае - в связи с истечением в 2012 году срока действия потребительской корзины, установленной два года назад.

С 2013 года предусмотрено введение новой потребительской корзины для пенсионеров, на основании которой рассчитывается величина прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ и в регионах. От последнего показателя с 2010 года зависит размер федеральной и региональной социальной доплаты к пенсии - в соответствии с законом “О государственной социальной помощи”. Законом о госбюджете-трехлетке для обеспечения федеральных социальных доплат к пенсии на 2013 и 2014 годы предусмотрены бюджетные трансферты в Пенсионный фонд России по 42,89 млрд руб. Для сравнения: на обеспечение региональных соцдоплат к пенсии за счет бюджетов субъектов РФ выделят в шесть раз меньше.

Предложенная проектом потребительская корзина в ценах за 2011 год больше действующей: на 200 руб. (3,2%) - для трудоспособного населения, на 411 руб. (8,2%) - для пенсионеров и на 250 руб. (4,1%) - для детей. Получается, что инфляция в РФ - три процента в год. Это открытие следует обдумать...

ПОЗИЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ

В начале августа общероссийские объединения профсоюзов в лице ФНПР отказались поддерживать законопроекты о “новых” потребкорзине и методике определения прожиточного минимума. По мнению профсоюзной стороны РТК, выраженном в письме зампреда ФНПР Нины Кузьминой, проект предполагает, что расходы на питание составляют половину потребительских расходов домохозяйств, а это говорит о крайне неблагополучной социально-экономической ситуации. Зафиксированный в приложениях к проекту почти нищенский статус большинства населения РФ необходимо преодолевать, а не законодательно закреплять.

Чтобы приблизить структуру потребкорзины к потреблению типичного домохозяйства, минимально необходимому для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, да еще в условиях, когда государство ориентировано на расширение платности услуг, стоимость продуктов питания должна составлять не более трети стоимости всей потребительской корзины. А этого в правительственных законопроектах не предполагается.

Зато предполагается изменить ст. 4 закона “О прожиточном минимуме в РФ”, которая определяет порядок установления величины прожиточного минимума. Сейчас эта величина определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне цен и на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, который устанавливает правительство. Утверждает методические рекомендации тоже правительство. Прописанный же в проекте порядок фактически отстраняет общероссийские объединения профсоюзов от участия в разработке потребительской корзины. Согласно проекту потребкорзина должна разрабатываться с участием трехсторонних комиссий, но неизвестно, кто будет разрабатывать и утверждать методику расчета и кто будет стоять за методическими рекомендациями правительства РФ.

По законопроекту, изменяется методология определения прожиточного минимума. По мнению экспертов из ФНПР и правового управления аппарата ГД, это приведет к необоснованному занижению величины прожиточного минимума пенсионеров, получающих социальную доплату к пенсии по закону “О государственной социальной помощи”.

Иными словами, “под новую корзину” в правительстве сочинили и новую величину прожиточного минимума пенсионера. По “уточненному прогнозу” чиновников, в 2013 году он составит не 6297 руб., заложенные в госбюджете, а всего 6204 руб. А в 2014 году - 6527 руб. вместо запланированных 6782. Таким образом, в 2013 году не понадобится дополнительных бюджетных денег на соцдоплаты к пенсии. Депутатам предложено исходить из этого радостного для чиновников момента и не думать о плохом. Не потребуются и дополнительные расходы на индексацию пенсий в 2014 году. Очевидно, потому, что индексировать большую часть пенсий в том году пока не хотят...

Помимо всего прочего, прожиточный минимум - это и показатель определения уровня бедности. Поэтому установление оплаты труда в рамках предложенной величины - просто консервация нищеты, особенно среди работающих людей. По мнению ФНПР, необходимо переходить на минимальный потребительский бюджет, так как предложенный правительством “новый” метод расчета корзины и прожиточного минимума - несправедлив.

Комментарий

Олег СОКОЛОВ, секретарь ФНПР:

- Потребительская корзина должна соответствовать реальным расходам. Правительство внесло два связанных друг с другом законопроекта, которые нас не устраивают. В них занижен прожиточный минимум как для работающих, так и для неработающих. И прогнозная оценка прожиточного минимума в целом тоже занижена. Предложенные правительством цифры не могут служить базовыми, адекватными для оценки размера МРОТ. Они могут быть временно задействованы для выплаты социальных пособий, пособий по безработице и т.п. Но никак не для установления МРОТ и прожиточного минимума трудоспособного человека. Для этого, прежде всего, состав корзины должен быть другим.

По нашему мнению, в потребительской корзине для трудоспособного человека расходы на продовольствие должны составлять не более 30%, тогда как сейчас правительство предлагает установить, что расходы на питание будут составлять 50% корзины, что характерно не для развитых, а для бедных стран. На остальное - непродовольственные расходы и особенно услуги - остается очень мало, тогда как должно быть не менее 60%, это стандартный показатель для развитых стран. Особенно беспокоит ситуация с услугами в условиях, когда они повсеместно становятся платными и стоимость их растет. По нашему мнению, в состав корзины должны быть также включены страховые выплаты и сбережения, без которых существование гражданина представить себе трудно. (Тем не менее, в правительственном проекте этого нет.)

Но предлагаемые улучшения существующей корзины - это только первый шаг. Размер потребительской корзины должен быть минимум в два раза больше, чем предложенный правительством.

«Солидарность»







адрес: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 10,
e-mail: gmpr@gmpr.ur.ru ICQ: 470-536-748
телефон: (343) 371-21-72
факс: (343) 371-22-46

Rambler's Top100 Дизайн-студия D1.ru