Горно-металлургический профсоюз России (ГМПР) Свердловская областная организация Горно-металлургического профсоюза России Свердловская областная  организация ГМПР



Бюджетные игры по правилам

Минфин предложил ввести так называемые “бюджетные правила”, в соответствии с которыми цены на нефть при формировании бюджета РФ будут закладываться не прогнозные, а фактические. По мнению министерства, это поможет избежать урезания социальных расходов при неблагоприятном рынке нефти. Эту тему, а также ход реализации указов президента от 7 мая обсуждали на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВИЛА

Если раньше колебание цены на нефть на мировом рынке было незначительным, то в последнее время цена сильно меняется ежемесячно. При этом доходы российского бюджета практически наполовину состоят из нефтегазовых поступлений, и если падают доходы, то возникает вопрос, как обеспечить расходы.

- Мы со следующего года предлагаем перейти к “бюджетным правилам”, - сказал на заседании Российской трехсторонней комиссии 24 июля заместитель министра финансов Алексей Лавров.

Суть в следующем. Если сейчас при формировании бюджета на три года берется прогнозируемая цена на нефть, то теперь предлагается брать за основу базовую цену, то есть ту, за которую реально продавалась нефть в предыдущие годы. При этом под базовой ценой на нефть для 2013 года предлагается понимать среднюю цену на нефть за пятилетний период, а для 2014 и 2015 годов - за шестилетний и семилетний периоды соответственно. В дальнейшем планируется ежегодно увеличивать учетный период определения базовой цены на нефть на один год до достижения 10 лет.

Базовая цена на 2013 год закладывается 92 доллара за баррель, прогнозируемая - 97, базовая цена на 2014 год - 93 доллара за баррель, прогнозируемая - 101, а базовая цена на 2015-й - 94 доллара за баррель, прогнозируемая - 104.

Объем доходов федерального бюджета прогнозируется исходя из этой базовой цены. Соответственно, и объем расходов ориентируется на нее же. Если нефть будет продаваться дороже, то дополнительные средства от продажи планируется направлять не на добавочное финансирование бюджетных расходов, а в Резервный фонд, а когда он достигнет 7% от ВВП - в Фонд национального благосостояния. В случае если цена на нефть окажется ниже базовой, дефицит бюджета будет восполняться из Резервного фонда.

- При такой ситуации расходы федерального бюджета не зависят от скачков и колебаний цены на нефть, - считает замминистра. - При этом ранее одобренный уровень расходов не может быть снижен. Таким образом, у нас есть минимум расходов, которые понижать нельзя ни при каких условиях.

Важнейшей особенностью использования средств из Фонда национального благосостояния является то, что часть этих средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, но лишь тех, которые не влекут постоянных обязательств. Реализовали проект - обязательство закончилось. Дальше нужно смотреть, как складывается динамика доходов и расходов.

- Введение бюджетных правил позволит в 2013 - 2015 годах снизить зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, повысить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, сократить дефицит федерального бюджета, начать сокращение ненефтегазового дефицита, который в настоящее время составляет 10,6% от ВВП. К 2015 году он снизится до 8,6% от ВВП, а к 2020 году - до 7 - 8% от ВВП, - считает Лавров.

Он подчеркнул, что принятие бюджетных правил не означает сокращения обязательств или секвестра. Наоборот, обязательства даже вырастут. Правда, члены РТК отнеслись к этому довольно скептически.

Во время обсуждения этого вопроса в рабочей группе особо рассматривались консолидированные расходы на здравоохранение, включая индексацию зарплат, и на ЖКХ, включая финансирование капитального ремонта. Была бурная дискуссия о том, являются ли надежным источником повышения зарплат в образовании внутренняя оптимизация и доходы от исследований. По мнению некоторых членов РТК, бюджетные расходы по этим направлениям недостаточны.

Однако профсоюзная сторона еще больше недовольна отсутствием индексации МРОТ и роста пособий по безработице. О пособиях Минфин сообщил, что их величина пока не меняется, но вопрос рассматривается. Это происходит уже не первый год и, конечно, не устраивает профсоюзы. По-поводу МРОТ ответ был еще более лаконичен: в настоящее время увеличение не предусмотрено.

- Все проблемы в нашей стране упираются в низкие заработные платы! - поясняет корреспонденту “Солидарности” зампред ФНПР Нина Кузьмина. - О той ловушке с минимальной заработной платой, в которой мы оказались, упомянуто даже в докладе МОТ от 2004 года. Мы в нее попали в 1992 году, когда было принято ошибочное государственное решение о том, что дешевая рабочая сила - наше конкурентное преимущество. Это деструктивно действует на трудовой потенциал страны. Квалифицированный труд не может быть дешевым!

Тем не менее Госдума уже одобрила в первом чтении проект поправок к Бюджетному кодексу.

© По материалам газеты «Солидарность»







адрес: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 10,
e-mail: gmpr@gmpr.ur.ru ICQ: 470-536-748
телефон: (343) 371-21-72
факс: (343) 371-22-46

Rambler's Top100 Дизайн-студия D1.ru