Горно-металлургический профсоюз России (ГМПР) Свердловская областная организация Горно-металлургического профсоюза России Свердловская областная  организация ГМПР



Коммунальные долги подпортят кредитную историю

Бюро кредитных историй (БКИ) впервые наладят работу с компаниями ЖКХ. Это позволит им аккумулировать данные о задолженностях граждан за коммунальные услуги. Сведения будут включены в кредитную историю и станут учитываться банками при принятии решения о выдаче заемных средств. Компании ЖКХ, в свою очередь, получат дополнительный рычаг в борьбе с неплательщиками за «коммуналку».

С идеей распространить в России зарубежный опыт сотрудничества БКИ с компаниями ЖКХ выступило «Объединенное кредитное бюро» (ОКБ), которое в апреле создали Сбербанк (50% акций), «Интерфакс» и международная Experian (по 25%). Сейчас в ОКБ данные на 32 млн заемщиков, но у опытных конкурентов клиентская и кредитная базы больше, поэтому было решено пойти на новый для России шаг (раньше БКИ собирали данные только у банков).

Гендиректор ОКБ Даниэль Зеленский в разговоре с «Известиями» указал, что подключение к кредитным историям данных из системы ЖКХ поможет обогатить кредитную историю заемщика.

В зарубежных странах бюро кредитных историй собирают информацию не только о банковских кредитах граждан, но также об исполнении ими иных обязательств — оплата коммунальных услуг, мобильного телефона, платного телевидения, указывает вице-президент ассоциации «Россия» Олег Иванов. Для банков, по его словам, эти данные важны. Замечено, что если человек попадает в сложную жизненную ситуацию, то сначала задерживает оплату небольших счетов в пределах $100. Это как раз те сигналы для банкира, что экономическое положение его клиента ухудшилось, добавляет Иванов. В том случае если кредит уже выдан, данная информация позволит вовремя принять превентивные меры.

Включение в кредитные истории данных о задолженности граждан за «коммуналку» полезно не только банковскому сектору, но и самим компаниям ЖКХ, считает ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев. «Появится дополнительный рычаг воздействия на неплательщиков за коммунальные услуги, от которых в первую очередь страдают добросовестные граждане, проживающие с ними в одном доме», — поясняет Гордеев.

По его словам, категории граждан, которые обращаются в банки за кредитом и которые не платят за коммунальные услуги, пересекаются. В прошлом году из всех начисленных платежей за коммунальные услуги и содержание общего имущества по стране не оплачено около 7%. Цифры в масштабе страны громадные, говорит Гордеев.

В России передача данных в БКИ строго регламентирована законодательством (ФЗ № 218-ФЗ «О кредитных историях» и ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных») — передача сведений возможна только с согласия заемщика. Таким образом, согласие заемщик должен дать не только в банке при подаче заявления на кредит — как это происходит сейчас, но и в структурах ЖКХ.

Добропорядочным гражданам это позволит улучшить кредитную историю, говорит Зеленский: «Ведь если банки видят, что вы исправно платите по долгам, они могут предложить вам лучшие условия». В западных странах хорошая кредитная история — официальная рекомендация. «Такую рекомендацию просят не только в банке, но и при приеме на работу, сдаче в наем жилья и даже во время записи к врачу. Все хотят быть уверены, что вы готовы исправно платить за оказываемые услуги», — указал Зеленский.

Не все эксперты однозначно поддерживают идею.

Рынок ЖКХ на текущем этапе очень сложный, отметил гендиректор бюро кредитных историй «Эквифакс Кредит Сервисиз» Олег Лагуткин. По его словам, ни один недобросовестный плательщик в России не даст согласия на передачу данных в бюро кредитных историй. На Западе схема работает, поскольку там достаточно развит рынок долгосрочного съемного жилья, поэтому коммунальным компаниям важно знать кредитную историю арендатора, чтобы впоследствии не было проблем с платежами. «В России у компаний ЖКХ пока нет бизнес-интереса. Но рано или поздно это будет», — говорит он.

Гендиректор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин указал, что банки-партнеры заинтересованы в получении информации о долгах потенциальных заемщиков по жилищно-коммунальным услугам.

Источник: Известия







адрес: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 10,
e-mail: gmpr@gmpr.ur.ru ICQ: 470-536-748
телефон: (343) 371-21-72
факс: (343) 371-22-46

Rambler's Top100 Дизайн-студия D1.ru